Небеса «Авиатора»
Формулировка жюри, в которое входят Наталия Солженицына (председатель), Валентин Непомнящий, Людмила Сараскина, Борис Любимов, Виктор Москвин и Павел Басинский, звучит так: «За органичное соединение глубинных традиций русской духовной и психологической прозы с высокой филологической культурой; за вдохновенный стиль художественного письма».
В Доме русского зарубежья состоялась церемония вручения премии Александра Солженицына 2019 года. Им стал петербургский писатель и филолог Евгений Водолазкин.
Сотрудник Пушкинского Дома, ведущий специалист по древнерусской литературе, ученик академика Дмитрия Лихачева, Евгений Водолазкин семь лет тому назад блистательно опроверг убеждение многих писателей о том, что филолог не способен стать настоящим писателем, потому что ученый не может стать изучаемым им объектом: биолог — животным, ботаник — растением и т. д. Пример итальянского медиевиста Умберто Эко, который по совместительству стал главным итальянским писателем ХХ века, в России как-то не срабатывал, и действительно все попытки филологов пробиться в писатели до сих пор были обречены на провал, если не считать прекрасного, но все-таки мемуаристического романа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени…» Евгений Водолазкин, наверное, первым преодолел этот закон.
Его «неисторический роман» «Лавр» в 2012 году стал подлинной литературной сенсацией. Роман удостоился главной литературной премии России «Большая книга», был переведен на все культурные языки, вошел в топ-десятку лучших произведений о Боге по версии газеты «Гардиан» и по сей день остается одной из самых читаемых книг в современной художественной словесности.
Следующий роман — «Авиатор» — подтвердил репутацию Водолазкина как одного из самых интересных прозаиков современности, как и его последний роман — «Брисбен».
Что именно притягивает современного русского и зарубежного читателя в довольно сложной и безусловно «филологической» прозе Водолазкина — это вопрос, на который должны отвечать критики. И — филологи, его коллеги по профессии, от которой писатель, кстати, не отказался, продолжая заниматься средневековой литературой, а также выпуская под сенью Пушкинского Дома научный альманах «Текст и традиция».
Возможно, главная причина популярности романов Водолазкина, как ни странно, заключается в том, что автор решительно не желает идти в ногу со временем. В эпоху, когда слово девальвируется, а сам по себе текст как старая словесная культура сжимается до коротких записей в соцсетях, когда написание длинного письма, даже в электронном виде становится чуть ли не актом героизма и неимоверных усилий, проза Евгения Водолазкина возвращает читателям память о «медленном чтении». Она по-старинке требует сопереживания героям, сочувствия им, соотнесения себя с ними. При этом автор уважительно относится к читателям, доверяет их собственной культуре и ведет с ними диалог на равных. В этой прозе нет провокаций, манипуляторства и других приемов современного искусства. Она говорит о главном: о памяти, о совести, о смерти.