Тамара Шахманская

Впервые я увидела Султана Исламова, известного чеченского киноактера, в Доме кино. Его окружили люди, обнимали, брали автограф, фотографировались с ним и…все улыбались. Мы познакомились, перезванивались, встречались на презентациях фильмов. Узнав, что Султана приняли в члены Союза кинематографистов, поздравила его.

Султан: предложение вступить в Союз кинематографистов было неожиданным и я очень признателен своим учителям – Виктору Ароновичу Ману и Марине Михайловне Бабак, которые дали мне рекомендации. Они были моими мастерами в ВГИКе. Очень талантливые и отзывчивые педагоги. Я им очень благодарен за доброе и родительское отношение к своим студентам. Они меня научили очень многому в профессии.

– С чего началась твоя творческая биография?

– Я с детства мечтал стать актером, даже заказывал фото советских артистов по почте из Москвы. С радостью участвовал в школьной художественной самодеятельности, а также в сельской доме культуры. В 1989 году в Чечено-Ингушском университете при филфаке открыли актерское отделение и в первый набор попал я. Уже на 1го курсе меня вводили в спектакли театра им. Х. Нурадилова. На втором курсе я был принят в труппу театра. В 2008 году поступил во ВГИК, на режиссёрский факультет.

– И как было в студенчестве?

– С большой любовью вспоминаю студенческие годы и моих однокурсников, со многими перезваниваемся и переписываемся. Это были счастливые годы.

– Как сложилась жизнь в военное время?

– Люди были растерянны, никто не ожидал войны. Наши артисты делали все возможное, чтобы морально поддержать людей. В полуразрушенных зданиях давали мини –спектакли, концерты. В 1995 году мой коллега, актер театра и кино Хожа-Баудди Исраилов, предложил мне участвовать в съёмках юмористической программы «Цкъа мукъане делалой вай» – «Давайте смеяться», позже называлась «Хьапар-Чупар» – «Каламбур». Первый выпуск был очень тепло принят зрителями, передача выходила с перерывами более 20 лет, снималась даже во время боевых действий и люди в подвалах смотрели каждый выпуск, подключая телевизоры к генераторам, весь дом собирался в одном подвале. Хочу выразить огромную благодарность Хожа-Баудди Исраилову за его самоотверженный труд над каждым выпуском. Вспоминаю смешной случай во время спектакля нашего театра в апреле 1993 года. Пьеса называлась «Ох, уж, этот зять!». В спектакле был эпизод ссоры свекрови с невесткой. Я играл зятя. Пытался разнять их, но они даже внимания не обращали на меня. Сердитый и обиженный на них, мой герой заявил, что уходит в подполье и сильно топает ногой. Доски сцены сломались, я провалился под сцену. Обратно вылез весь в пыли и паутине. Наградой был хохот зрителей. Я стараюсь программировать свою жизнь добрым отношением к ней, к людям. Твёрдо знаю, в жизни всё взаимно, что человек отдал, то и получил. В тяжёлые времена хотелось дать людям светлого чувства, улыбок, смеха.

– Какова сегодня твоя творческая жизнь?

– В нашем творческом объединении «ЭТНОС» разные люди – этнографы, историки, архивисты, музыканты из разных городов. У нас сложилось своё видение роли культуры в межнациональных отношениях. И объединила всех общая цель – историко-приключенческий фильм о событиях на Северном Кавказе в середине 19 века. Работа над сбором материала для сценария продолжалась несколько лет.

– О чём будущий фильм, в чём его идея?

– Сюжет смело можно назвать эксклюзивным. Реальные события, лежащие в основе сценария, для 19 века на Северном Кавказе, были очень необычными – женщина-горянка атаманила в мужском отряде и удостоилась личной аудиенции у царской семьи. Исторические факты, на которые обращает внимание сценарий, имели громадное геополитическое значение для российского государства в 19 веке и продолжают иметь для него не менее важное значение и в веке нынешнем. Фильм масштабный, предполагаются съёмки в красивейших местах региона, участие актёров из республик, конного театра из Осетии, потомственных канатоходцев из Дагестана.

– Это будет один фильм?

– Нет, это франшиза из трёх частей. Первая о событиях на Кавказе, во втором фильме действие переносится в Турцию, Иран, Афганистан и Китай, в третьей части события разворачиваются в Индии.

– Для какого зрителя этот фильм?

– Для всех категорий зрителей, как в России, так и за её пределами. В нём присутствуют живые – смелые, загадочные, смешные, трогательные герои. Много приключений, показ народных обычаев и традиций – сцена примирения кровников, свадьба, сакральный поединок, мистика, юмор, знакомство с загадочной школой женщин- воинов (исторический факт). В титрах старинные фотографии кавказцев 19 века, очень атмосферные. Сопровождают фильм интересные аранжировки этномузыки, кавказских мелодий, которые очень популярны в мире, украшением станет музыка нашего замечательного композитора Али Димаева. К примеру, этногруппа из Петербурга сняла клип «Ой, Дуся, ой Маруся», в основе песни лезгинка. Поразительно, сколько миллионов восхищенных отзывов прислали со всего мира.

– А фильм как называется?

– «Дайда». Интересен и другой проект – киноальманах «Кавказские истории», он состоит из пяти новелл – «Библиотекарь, «Танец белых журавлей», «Попутчики», «Санёк», «Ламберти». Это потрясающие рассказы мирных жителей о войне, трогательные, драматичные, забавные. Образно, война без войны.

– Не могу не спросить – я сама свидетель твоей популярности, люди везде окружают тебя, обнимают, они искренне рады тебе. Почему?

– Наверное, потому что я сам рад им, их светлым чувствам, доброте. Я очень благодарен людям!