Церемония вручения российской национальной театральной премии «Золотая маска» состоялась в 27-й раз в московском концертном зале «Зарядье» в четверг. Театральным деятелям были вручены 40 наград, передает корреспондент ТАСС.

Спектакль «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего в Театре наций был назван лучшей драматической постановкой большой формы. Спектакль «Пиноккио. Театр» Бориса Юхананова в электротеатре «Станиславский» победил как лучшая драматическая постановка малой формы.

«Не ожидал, — признался со сцены режиссер спектакля Борис Юхананов. — Прекрасная фраза: «лучший спектакль». Она дает возможность нам душевно отметить наше единство. Лучший спектакль — значит, театр сработал, каждый человек, который участвовал в этом спектакле, в его создании, тоже сработал как лучший».

Обладательницей «Золотой маски» за лучшую женскую роль в драматической постановке стала Анна Антонова («Экстремалы» театра «Чехов-центр» в Южно-Сахалинске), а за мужскую роль награду получил Тимофей Трибунцев («Борис», проект Дмитрия Крымова, продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы). «Я чувствую гордость за наш театр, Сахалинский международный театральный центр А. П. Чехова, который в этом году отмечает юбилей, — 90-летие», — сказала Антонова. Также были вручены награды за лучшую женскую и мужскую роли второго плана в драме и за лучшую работу драматурга.

Актрисе Людмиле Гавриловой вручили награду в номинации «Лучшая женская роль второго плана в драме» за роль в спектакле «Петровы в гриппе» «Гоголь-центра». В аналогичной мужской номинации победил Тимофей Мамлин («Идиот», новосибирский театр «Старый дом»).

В категории «Лучшая работа драматурга» была выбрана Дина Сафина за пьесу «5 ММ/Н», инсценированную творческой лабораторией «Угол» в Казани.

Мюзикл «Фома» на музыку лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука в Новосибирском музыкальном театре стал обладателем российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле».

«Мы все помним «Золотую маску» прошлого года, которая, конечно, была героическая, была вопреки, а не благодаря. Конечно, хотелось, чтобы все вернулись в привычный формат. Большая радость, что это произошло, что 50 лучших показали себя во всей своей красе — не в «Зуме», не на экране, а в привычном для нас формате — в зале, как это должно быть», — отметила в приветственном слове министр культуры РФ Ольга Любимова.

Дмитрий Белов признан лучшим режиссером в оперетте/ мюзикле за постановку «Сильва» в екатеринбургском Театре музыкальной комедии. Эксперты назвали Дмитрия Волосникова лучшим дирижером в легком жанре за ту же работу.

За лучшую женскую роль в оперетте или мюзикле награждена актриса Алтайского государственного музыкального театра в Барнауле Мария Евтеева за работу в «Капитанской дочке». В аналогичной мужской номинации отмечен артист Новосибирского музыкального театра Александр Крюков за главную роль в «Фоме». Его коллега по театру Никита Воробьев получил «Золотую маску» за роль второго плана в той же постановке.

Балет Адольфа Адана «Жизель» в редакции Алексея Ратманского, поставленный в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ), стал обладателем Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в балете».

Лучшим спектаклем в современном танце был назван «Последнее чаепитие» Проекта Ксении Михеевой. «Это очень неожиданно для меня. Я была благодарна, когда экспертный совет выдвинул на номинацию этот спектакль. Мы делали его очень долго и тяжело. Я безумно благодарна жюри, что награда нам досталась», — отметила Михеева со сцены.

За лучшую женскую роль в балете/современном танце наградили Оксану Кардаш, сыгравшую в «Дон Кихоте» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В аналогичной мужской номинации победил Артемий Беляков, исполнитель роли Графа Альберта в балете «Жизель» Большого театра.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа была признана постановка Максима Петрова «Русские Тупики — II» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. «Спасибо Мариинскому театру, моему родному дому, который дал мне возможность сделать этот спектакль», — произнес он, получая награду.

Спектакль «Садко» в Большом театре России признан лучшей оперной постановкой по версии Российской национальной театральной премии «Золотая маска». «Золотую маску» получил и режиссер этого спектакля Дмитрий Черняков. Екатерина Семенчук, сыгравшая Любаву Буслаевну в этой постановке, награждена за лучшую женскую роль в опере. Ее партнер по спектаклю Нажмиддин Мавлянов, выступивший в заглавной партии, — за мужскую роль.

За дирижерскую работу в опере отмечен Кристофер Мулдс («Дидона и Эней» в Большом театре). Дмитрий Курляндский назван лучшим композитором в музыкальном театре за «Октавия. Трепанация» в столичном «Электротеатре Станиславский».

«В каждом театре чрезвычайно важно, чтобы приходила такая команда, которой руководит человек непредсказуемый, человек, который сочиняет свой собственный спектакль. Это был мучительнейший процесс. Я его ненавидел лютой ненавистью, потому что Дмитрий Черняков до последнего не сдавал макет спектакля», — вспомнил генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Он подчеркнул, что решение постановки «Садко» режиссер представил за три месяца до выпуска спектакля. «Зато он придумал его так, что сейчас здесь мы получаем «Золотую маску». <…>. Спасибо ему за ту радость, которую он подарил Большому театру и зрителям», — добавил Урин.

Другие награды

Сказка «О рыбаке и рыбке» Театра кукол Республики Карелия признана лучшим спектаклем в театре кукол. Алексей Шульгач и Диана Разживайкина («Крот, который мечтал увидеть солнце» петербургской корпорации «Кот Вильям») получили приз за «Лучшую работу режиссера в театре кукол», Виктор Антонов («Пегий пес, бегущий краем моря» в рязанском Театре кукол) — за «Лучшую работу художника в театре кукол». За работу актера в этой категории отмечены Ольга Драгунова, Ася Галимзянова и Анатолий Гущин за «Девочку со спичками», поставленную в петербургском театре Karlsson Haus. В категории «Эксперимент» отмечен проект Кирилла Люкевича «4elovekvmaske».

Также «Золотыми масками» наградили за лучшую работу художника по свету в музыкальном и драматическом театре, художника по костюмам в музыкальном и драматическом театре, художника в театре кукол и в других номинациях. Были вручены две специальные премии жюри драматического театра и театра кукол и две специальные премии жюри музыкального театра.

Церемонии награждения предшествовал фестиваль «Золотая маска», который прошел с января по апрель и представил постановки номинантов. «Пережив локдаун, все российские театры, к счастью, вернулись к работе. Также возобновили свои поездки эксперты фестиваля «Золотая маска», которым удалось собрать яркую и разнообразную афишу этого конкурсного сезона. <…>. За каждым днем фестиваля стоит огромное количество работы, долгие месяцы подготовки, труд экспертных советов и жюри и, конечно, огромная работа команды фестиваля «Золотая маска». В итоге 175 показов спектаклей в программе, и 27-й фестиваль состоялся», — отметила генеральный директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина.

Лауреаты за выдающийся вклад

В рамках церемонии состоялось чествование лауреатов специальной премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». По традиции имена лауреатов этой номинации секретариат Союза театральных деятелей России (СТД) оглашает заранее. Обладателями самой почетной «Золотой Маски» в этом году стали 16 деятелей театра.

Среди них художественный руководитель РАМТа, народный артист РФ Алексей Бородин, солист балета и балетмейстер, народный артист СССР Михаил Лавровский, историк театра, профессор ГИТИСа Видмантас Силюнас, народная артистка РФ Ольга Яковлева, главный режиссер МТЮЗа Генриетта Яновская, народные артисты РФ Андрей Мягков, Кама Гинкас, Фаина Костина, Ирина Соколова, худрук Приморского краевого академического драматического театра им. Горького Ефим Звеняцкий, худрук Оренбургского областного драмтеатра им. Горького Рафкат Исрафилов, худрук-директор Казанского русского большого драмтеатра им. Качалова Александр Славутский, главный художник Латвийской национальной оперы Андрис Фрейсберг и другие.