«Это прекрасная профессия, которая помогает по-особому смотреть на жизнь…»
Интервью с музыкантом и педагогом Леонидом Друтиным
В Москве, в рамках проекта «Стихия таланта. Первые шаги», проходит серия открытых музыкальных мастер-классов, на которых признанные российские музыканты помогают в освоении исполнительского искусства талантливой молодёжи. Один из таких мастер-классов провёл доцент кафедры деревянных духовых инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных, руководитель отдела духовых и ударных инструментов Музыкального училища имени Гнесиных, доцент института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина саксофонист Леонид Друтин. На проекте «Стихия таланта. Первые шаги» он является не только «приглашённым мастером», но и — совместно с режиссёром, актрисой и автором идеи проекта Анной Яновской – ведущим мастер-классов.
Леонид согласился ответить на несколько вопросов о преподавании, музыке и своём творческом пути.
– Леонид, расскажите, пожалуйста, как преподавание сочетается с Вашей исполнительской деятельностью? Это две параллельные стези или бывают какие-то пересечения?
– На мой взгляд, для исполнителя преподавание – это очень полезная практика, потому что, когда ты преподаёшь и пытаешься донести ту или иную информацию до человека, с которым занимаешься, ты находишь правильные, нужные формулировки, которые должны быть достаточно ясными, точно и чётко направленными. И когда ты занимаешься самостоятельно, ты тоже должен себе что-то объяснить, и при наличии педагогической практики твои самостоятельные занятия проходят гораздо эффективнее в плане времени и экономии ресурсов, то есть не приходится долго искать пути для достижения цели.
Когда ты занимаешься с учениками, это даёт определённую практику. Хотя активно концертирующие музыканты не имеют большого количества времени для преподавания (ведь оно, действительно, забирает много сил и времени). Нужно находить некий баланс для этих двух направлений: педагогики и исполнительства.
– Вы преподаёте игру на саксофоне?
– Да, и здесь я хотел бы подчеркнуть, что преподаю академическую игру на саксофоне. Есть ещё направление эстрадно-джазового саксофона, где тоже есть свои определённые тонкости. Если говорить о нашей Академии и Гнесинском училище, то у нас саксофон преподаётся на эстрадно-джазовом факультете и факультете деревянных духовых инструментов Академии (или отделении духовых и ударных инструментов училища).
– Но саксофон, наверное, не столь известен и распространён, как, например, фортепиано, игре на котором учат во всех музыкальных школах?..
– Согласен, даже скажу, что у среднестатистического слушателя саксофон ассоциируется с эстрадной музыкой, с джазом, и никто не скажет про академическую музыку, в которую входят и классическая музыка, и модерн, и авангард, и современная музыка, — это всё в области академического саксофона.
Саксофон появился в середине XIX века, когда классическая музыка условно заканчивалась, а джазовая ещё не началась. Так что на этом инструменте играли оригинальную музыку того времени, которую специально писали для саксофона, и переложения музыки чуть более ранней эпохи. И, соответственно, дальше инструмент стал развиваться. Он мигрировал по континентам: появившись в Европе, во Франции, распространялся сначала по европейскому региону, а затем – по Америке, Африке, Австралии, Японии. И в разных странах стал по-разному развиваться. Так, в Америке он себя нашёл как джазовый инструмент. А если говорить о европейской школе, то она зародилась во Франции, и первым преподавателем саксофона был сам изобретатель Адольф Сакс, а в дальнейшем, более структурированно, в Парижской консерватории саксофон преподавал Марсель Мюль, и он является основоположником академической школы игры на саксофоне.
В нашей стране, безусловно, яркий исполнитель и основоположник академической школы – это профессор Академии имени Гнесиных, Народная артистка России Маргарита Константиновна Шапошникова, которая много сделала для того, чтобы поднять академический саксофон на небывалую высоту. Также очень много для развития и популяризации саксофона на первом этапе сделал доцент Московской консерватории Лев Николаевич Михайлов. В 1970-е годы появился «Московский квартет саксофонов».
– А как отбирают учеников для занятий на саксофоне?
– Выбор инструмента – это непростое дело. Когда человек приходит в музыкальную школу, он проходит отбор. Для приходящих на духовые инструменты есть свои особенности отбора, когда преподаватели решают, на какой из инструментов можно определить начинающего музыканта. Иногда приходят уже с чётким созревшим планом, что хотят заниматься только на саксофоне. Поэтому многое зависит и от желания, и от специфических физических особенностей человека, который играет на духовом инструменте, и на саксофоне в том числе.
– А с чем был связан Ваш выбор саксофона?
– Здесь была сложная история, потому что моё образование началось со скрипки, и я закончил музыкальную школу по классу скрипки. В дальнейшем, когда встал вопрос о поступлении, было решено попробовать духовой инструмент. Я попробовал несколько духовых инструментов, и мой выбор остановился на саксофоне. Я начал развиваться как саксофонист, поступил на эстрадно-джазовое отделение Гнесинского музыкального училища и стал учиться игре на саксофоне в классе потрясающего музыканта и педагога, Заслуженного артиста России Сергея Константиновича Резанцева. Затем моё классическое образование как скрипача повлияло на моё дальнейшее развитие как музыканта, и я поступил в Институт имени Гнесиных на академическое, а не на джазовое отделение, в класс к Народной артистке России профессору Маргарите Константиновне Шапошниковой. И прошёл весь путь: училище, институт, ассистентура-стажировка в Академии имени Гнесиных. И когда учился в институте (он был переименован в академию во время моего обучения), уже преподавал академический саксофон в Училище имени Гнесиных.
– Какие, на Ваш взгляд, личностные и профессиональные качества принципиальны для музыканта, в том числе юного?
– На мой взгляд, первое, что должно быть, – это интерес к тому делу, которым занимается музыкант, стремление к музицированию, к овладению новым репертуаром, желание слушать много музыки, интерес к ней и её истории. Это всё очень важно для органичного роста музыканта, его созревания, потому что часто мы замечаем, что некоторые талантливые музыканты однонаправленны, они только занимаются на своём инструменте и не расширяют кругозор. Конечно, если мы говорим о детях, в этом смысле многое зависит от педагогов. Однако те дети, которые интересуются историей, живописью, культурой и искусством в целом, гораздо интереснее и богаче играют на инструменте, перед ними в момент исполнения ставится больше задач, и этих деток видно. Во время общения с ними заметно, насколько они развиты и насколько в них подогревается интерес к тому, чем они занимаются.
– Леонид, у Вас огромный опыт постоянного преподавания. Скажите, пожалуйста, выделяется ли в нём как-то тот мастер-класс, который Вы проводили в рамках проекта «Стихия таланта. Первые шаги»?
– В целом, если говорить о самой процедуре происходящего, то это стандартная история, но в нашем деле не бывает абсолютно одинаковых вещей, потому что занятия проходят индивидуально, и каждый участник что-то из себя представляет, у каждого какие-то свои взгляды. Безусловно, важно, что у проекта «Стихия таланта. Первые шаги» есть определённый формат, связанный с тем, что это телевизионный проект, и тем, что у участников есть возможность находиться в дискуссии, в беседе, поступают вопросы от аудитории, отчего процесс становится не совсем стандартным. Он даёт возможность находить какие-то новые темы и решения прямо в ходе мастер-класса, и это очень важно.
– Что Вы могли бы сказать в качестве пожелания, напутствия молодым исполнителям, которые только встают на путь музыки?
– Что это прекрасная профессия, которая помогает по-особому смотреть на происходящее в жизни. Мне кажется, что люди, которые занимаются музыкой, более организованны, понимают ценность общения, следят за культурой звука, за культурой общения. Это высокоинтеллектуальная публика, которая организует и воспитывает не только себя, но и окружающих, когда выходит на сцену и посредством музыки передаёт свои мысли и эмоции слушателям, делится с ними своими переживаниями, впечатлениями. Выбор программы – это погружение в эпоху, что тоже очень важно, так как в каждой эпохе есть свои особенности, которые можно в процессе исполнения применить к себе. И человек, который занимается нашей профессией, на мой взгляд, не способен на зло.
– То есть образ Сальери – это целиком выдумка Пушкина?
– Ну, тут мы правду не узнаем, а Сальери, кстати, писал замечательную музыку. Возникают, конечно, какие-то поведенческие сложности у некоторых музыкантов, но потом, мне кажется, всегда случается момент сожаления и происходит переоценка того, что было совершено.
– Понятно. Спасибо Вам большое за интересную беседу!
Проект «Стихия таланта. Первые шаги» реализован АНО «Союз» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры #Стихияталанта
Материал подготовила Елена Чач