В центре Москвы проходят уникальные открытые мастер-классы в рамках проекта «Стихия таланта. Первые шаги». Это встречи с признанными российскими музыкантами и педагогами ведущих музыкальных вузов страны, во время которых они делятся секретами мастерства и помогают в освоении исполнительского искусства талантливой молодёжи.

Описание: Изображение выглядит как одежда, музыка, человек, музыкальный инструмент

Автоматически созданное описание

Участники встреч, под руководством опытных мастеров осваивающие те или иные произведения, — приглашённые педагогами или организаторами юные музыканты. Однако пользу от таких уроков могут получить все присутствующие. Тем более что их герои умеют увлекательно говорить и о музыке, и о жизни. И, конечно, здесь звучат лучшие произведения отечественной и зарубежной классики.

Встречи проводятся в концертных залах Российской академии музыки имени Гнесиных, в гостиной Дома Шуваловых, в здании Москонцерта на Пушечной, в классах Консерватории и на других площадках. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Среди целей проекта «Стихия таланта. Первые шаги» — популяризация классической музыки в детской и молодёжной среде, воспитание нового поколения зрителей и слушателей классической музыки.

Важной особенностью мастер-классов является то, что юные музыканты в них – не пассивные ученики без права голоса, а активные участники диалога, в том числе рассказывающие о своём выборе пути, о восприятии мира, о том, как в их жизнь вошла музыка, знакомящие своих сверстников со своим выбором и взглядом на жизнь.

Описание: Изображение выглядит как одежда, музыка, человек, в помещении

Автоматически созданное описание

Рассказывает автор идеи проекта, режиссёр Анна Яновская:

«Эта идея сидела во мне, где-то на седьмом круге подсознания, всегда. Поскольку и я сама занималась музыкой, и моя дочь училась в гнесинской десятилетке, у меня были насущные вопросы к музыкантам, к музыке, к педагогам. Первый педагог очень влияет на судьбу ученика, между ними устанавливается связь, почти такая же, как у матери и ребёнка, вырабатывается какая-то пуповина на всю жизнь. И чем дольше я жила, тем больше погружалась в эту проблему, меня интересовало, как привить любовь к музыке, как не отвратить ребёнка от музыки. Мне встречались педагоги, которые могли очень обидеть ребёнка и отбить желание заниматься музыкой. Кто-то из детей начинал бороться и доказывать, а кто-то – уходил в другую школу или вообще прекращал занятия. И ведь ещё бывает так, что человек заканчивает училище и меняет сферу деятельности, оставляя музыку «для души», но не занимаясь ею профессионально.

И у меня всё время было желание узнать, как воспитать любовь к музыке. Например, у нас был замечательный мастер-класс с пианистом Михаилом Трушечкиным, и я его спросила, каким было его первое столкновение с музыкой. И он рассказал, что в детстве у него дома стоял огромный рояль, и, когда его мама играла, он любил сидеть под роялем, пребывая в окружении каких-то мощных звуков, находясь под куполом звуков, будто под куполом звёздного неба, и это влекло его в неизведанный мир музыки. И я всегда задавалась вопросом: если человека вовлекло в мир музыки, как его оттуда не отвлечь?

Цели этого проекта не только какие-то профессиональные, не только воспитание в новом поколении любви к музыке, но также подготовка грамотного восприимчивого слушателя, чтобы человек мог слушать музыку и наслаждаться.

У нас бывают разные мастер-классы и разные люди. Бывают дети, родители которых хотят, чтобы их чада занимались музыкой. Мастер-классы рассчитаны и на профессиональную публику, которая может узнать какие-то секреты мастерства, и на просто интересующихся музыкой людей. Каждый вынесет отсюда что-то своё. При столкновении с чем-то талантливым чуть-чуть меняется угол зрения, и человек выходит обновлённым. Поэтому проект рассчитан на разных людей. И те, кто не интересовался музыкой, увидев оживлённые обсуждения, может быть, поймут, что есть какой-то другой мир, и тоже подтянутся. Так что это проект многофункциональный. И мне очень нравится название «Стихия таланта. Первые шаги». Потому что талант – это, действительно, стихия.

Идея была реализована благодаря Российскому фонду культуры, который поддержал проект, мы выиграли в конкурсе, получили грант. У нас есть организационная группа, есть замечательные операторы и звукорежиссёры, и, конечно, наши герои – выдающиеся российские исполнители и выдающиеся педагоги. Каждый мастер-класс имеет своё лицо. Для меня открылись многие люди, я получила максимум удовольствия от знакомства с нашими героями, каждый из которых самобытен. Вообще, конечно, многое зависит от личности исполнителя. И ещё у музыкантов есть какой-то свой мир, отличный от нашего, какая-то параллельная планета, и они всегда видят друг друга, а также слышат и замечают то, что не слышат и не замечают другие люди.

У нас достаточно сжатые сроки: в ноябре мы должны закончить. Сейчас, после бурного июня, будет перерыв. Думаю, что в сентябре-октябре мы ещё снимем несколько творческих встреч, мастер-классов, всего в рамках проекта их запланировано десять. Потом я хочу сделать десять документальных фильмов – о каждой встрече, о каждом педагоге, исполнителе».

Изначально предполагалось, что участниками мастер-классов будут дети – талантливые ученики музыкальных школ, юные виртуозы. Однако аудитория постепенно расширилась, и вот – в прошедшем 19 июня в Москонцерте мастер-классе известной российской пианистки Басинии Шульман участвовали две выпускницы Академии имени Маймонида этого года — София Медуайя и Наталия Медведева.

София исполнила «Прелюдию и фугу ре-минор» Дмитрия Шостаковича, а Наталия – «Скерцо №2» Фредерика Шопена. После каждого исполнения Басиния подробно разбирала его основные технические моменты, попутно упоминая об известных ей обстоятельствах жизни композитора, особенно – периода создания данного произведения.

Мастер-класс оказался интересен и полезен не только для непосредственно участвовавших в нём молодых пианисток, но и для всех присутствовавших, среди которых было немало профессиональных музыкантов. Вели мероприятие режиссёр Анна Яновская и доцент Академии имени Гнесиных Леонид Друтин. После технического разбора произведений Басиния Шульман ответила на вопросы о том, как она справляется с волнением на сцене, о мужском и женском пианизме, рассказала о своих музыкальных проектах.

Басиния Шульман является не только признанным музыкантом, но и художественным руководителем Москонцерта, а также продюсером и организатором ряда творческих проектов, её день расписан по минутам. Басиния призналась, что совсем не преподаёт, предпочитая создавать что-то новое в творческой сфере, работая над программами на стыке жанров, и мастер-классы в её жизни – большая редкость. Так что встреча 19 июня стала поистине подарком для всех присутствовавших. А в завершение встречи все пришедшие на мастер-класс смогли насладиться «Ноктюрном» Фредерика Шопена в исполнении Басинии Шульман.

Комментирует автор идеи проекта, режиссёр Анна Яновская:

«Этот мастер-класс проходил в замечательном пространстве. Бальный зал Москонцерта идеален для нашего проекта, потому что здесь нет высокой сцены, которая отделяет исполнителя. Таким образом, есть возможность доверительной беседы, ведь у нас все интервью и вопросы проходят в тесном контакте с публикой.

Описание: Изображение выглядит как человек, одежда, музыка, Человеческое лицо

Автоматически созданное описание

 Басиния Шульман всегда вдохновляла меня своей мощнейшей энергией. Ведь музыка отнимает очень много времени. На концертах сидят, в основном, весьма сведущие люди, которые знают каждую ноту произведения, и ошибка в тексте жёстко осуждается коллегами. Поэтому у исполнителей величайшая зона ответственности: им нужно идеально знать текст. Басиния умудряется осваивать сложнейшие произведения, и, помимо этого, она полна различных творческих и организационных идей, пробует себя как актриса, работает над спектаклями, и вообще человек-зажигалка.

В качестве участниц мастер-класса Басиния пригласила студенток Академии имени Маймонида, с которой она сотрудничает. И я открыла для себя исполнение Шопена Натальей Медведевой: какие-то моменты в скерцо она играла медленно, и музыка продолжалась даже в паузах.

У нас в проекте впереди еще много сюрпризов. Я не буду всего рассказывать, но нас ждут удивительные встречи с виртуозными исполнителями и просто талантливыми людьми и педагогами. Как говорит замечательный педагог Московской Средней Специальной школы имени Гнесиных Лидия Григорьева: «Дети, которые к нам поступают, они все априори талантливые, и задача педагога – найти свой подход к каждому ребёнку, это всё очень индивидуально». Педагог тоже должен быть талантливым…

Надеюсь, что наш проект поможет многим  юным и молодым людям сориентироваться в этой мощной и прекрасной стихии — в музыке, самом совершенном из искусств».

Материал подготовила Елена Чач

Проект реализуется Автономной некоммерческой организацией содействия военно-патриотическому воспитанию «Союз» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».