В Москве, в рамках проекта «Стихия таланта. Первые шаги», летом и осенью 2023 года проходила серия открытых музыкальных мастер-классов, на которых признанные российские музыканты помогали молодым исполнителям в постижении тонкостей игры на различных инструментах. Две очередные встречи состоялись в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной.

27 июня юные скрипачи имели возможность услышать рекомендации Заслуженного артиста России, доцента Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Графа Муржа. Известный скрипач и педагог, лауреат многих международных конкурсов не только помогал молодым музыкантам освоить нюансы исполнения произведений Баха, Сарасате и Паганини, но и делился своими мыслями о музыке, рассказывал о собственном творческом пути и своих педагогических принципах, в частности, признался, что, хотя занимается со студентами, совершенно не может заниматься с собственными детьми.
Граф Муржа подчеркнул, что он приучает своих учеников заниматься дома между уроками, а среди секретов хорошей игры назвал правильную постановку руки, дыхание и умение переживать не о себе и произведённом собой впечатлении, а о том, чтобы музыка тронула сердца слушателей. Главным секретом он назвал владение временем. При этом музыкант заметил, что для хорошей игры надо хорошо петь, пусть даже не поставленным голосом, и хорошо чувствовать. Также, говоря о самостоятельных занятиях, Граф Муржа подчеркнул важность работы с зеркалом и посоветовал всякий раз заниматься так, как будто занимаешься перед концертом.


Среди практических советов, данных молодым музыкантам, было, в частности, пожелание не пропускать никакие малые ноты. «Это как с людьми. То есть с одним человеком ты общаешься, а с другим не хочешь разговаривать. Это дискриминация. Меньшие ноты не могут быть меньшими людьми. Нужно всё любить, и тогда всё будет в порядке», – подчеркнул Граф Муржа. Также он заметил, что музыкант должен абсолютно точно знать, что он хочет сказать своей музыкой.
Рассказывая о собственном творческом пути, Граф признался, что начал участвовать в международных музыкальных конкурсах в 90-е годы для того, чтобы получить премиальные деньги и обеспечить себе жизнь, однако никогда не ездил на них чаще одного раза в год, так как хотел дать возможность победить (и, соответственно, заработать) другим музыкантам своей страны.
Говоря о конкурсах, скрипач посетовал, что, как правило, они не имеют настоящей базы для концертной работы исполнителей, всё заканчивается вручением премии (по крайней мере, для тех музыкантов, которые не заняли первое место, хотя и это очень сильные исполнители). «Раньше так не было. В те времена, когда наши советские скрипачи во главе с Давидом Фёдоровичем Ойстрахом ездили на крупные конкурсы, они все имели концерты, все были победителями, их встречала вся страна, это были другие ощущения», – вспомнил Граф Муржа.


Выразив сожаление, что сейчас конкурсы – это для музыканта единственный способ развиваться, он подчеркнул их важность для того, чтобы научиться находиться на сцене, бороться с волнением, воспитывать характер, быть более известным. Музыкант заметил, что конкурсы также являются неким механизмом естественного отбора, и в итоге те, кто не может успешно выступать на сцене, могут стать хорошими педагогами.
Говоря о разных эпохах истории музыки, об авангарде, тональных и атональных произведениях, Граф поделился своим убеждением, что при создании музыки важна мелодия, на которую откликается душа человека, и подчеркнул, что, экспериментируя, нельзя отказываться от человеческих эмоций.
Сам Граф Муржа играет на скрипке 1685 года итальянского мастера Джованни Батиста Гранчино, и исполняет на ней не только классические произведения, но и сочинения современных композиторов. Он уверен, что на скрипке можно играть произведения разных жанров и направлений, важно только при этом сохранять хорошее отношение к музыке.

30 июня в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной прошёл мастер-класс Заслуженного артиста России пианиста Александра Гиндина. Зрители могли наблюдать работу музыканта со студенткой третьего курса Академии имени Маймонида Марией Маркеловой и учениками Школы имени Гнесиных Константином Дорофеевым и Андреем Лебедевым. Прозвучали произведения Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Иоганна Себастьяна Баха. Непосредственная работа с юными пианистами чередовалась с вопросами из зрительного зала: посетители мастер-класса были чрезвычайно активны и даже создали ситуацию небольшой музыковедческой дискуссии.
Особое внимание Александр Гиндин уделял работе над техникой, в частности, наиболее удачным вариантам постановки пальцев в конкретные моменты игры, ритму исполняемых произведений, синхронизации работы рук пианиста. Он убеждён, что учитель должен, главным образом, научить будущего пианиста играть так, чтобы его собственное тело ему не мешало, а помогало во время исполнения произведения, а также научить генеральной музыкальной мотивации и пониманию, зачем он играет то или иное, и тогда дальше человек сможет учиться у всех и при этом сохранить себя.


Мастер советовал молодым пианистам слушать не игру конкретной руки, а мелодию в целом – тогда её услышит и зал. Также он подчёркивал, что во время исполнения важно всё время видеть цель, не терять её ни на каком этапе музыкального произведения.
Прививанию технических приёмов сопутствовали разговоры о музыке и композиторах, чьи сочинения исполняли ученики. В частности, Александр Гиндин вспомнил про влияние Фредерика Шопена на Александра Скрябина и обратил особое внимание на то, что у Сергея Рахманинова, в отличие от его современников, ориентировавшихся на русский фольклор, мелодической и духовной основой академических произведений является знаменный распев.
Также Александр Гиндин признался, что ему самому очень помогает владение профессией дирижёра. «Профессия дирижёра – это одна из профессий, которая помогает профессии пианиста. Дело в том, что чёткое разграничение музыки на специализации появилось только в конце XIX века, когда всего стало так много, всё стало так сложно, что люди уже не могли справляться со всем объемом сразу. Но изначально музыка эпохи классицизма (тем более – эпохи барокко) писалась людьми, которые умели играть практически на всех существовавших тогда инструментах, знали технику вокала, – короче, были многостаночники. И старая музыка написана изначально без привязки к какому-то инструменту. Поскольку у нас классическое музыкальное образование, и в этом его сила, очень важно понимание, что, в зависимости от контекста, мы мыслим себя не только за роялем, но и как скрипачи, и как вокалисты, и как оркестр в целом, если дело касается кульминации, чего-то такого сборного и большого. А профессия дирижёра помогает понять, что делать нужно, а что делать нельзя», – рассказал Александр Гиндин.

Александр Гиндин, будучи чрезвычайно занят собственной исполнительской деятельностью, не имеет возможности преподавать регулярно, отчего не является штатным педагогом какого-либо учебного учреждения, однако мастер-классы даёт нередко. Музыкант вспомнил, что свой первый мастер-класс он провёл в возрасте одиннадцати лет. Он считает преподавание абсолютно естественным явлением, так как убеждён, что весь нормальный человеческий мир зиждется на природном стремлении поделиться с другими тем, что имеешь, в том числе новыми знаниями и умениями.


Не обошлось и без небольшого анализа современной ситуации. Как активно концертирующий музыкант Александр Гиндин заметил, что уже несколько лет идёт перестройка мирового музыкального пространства: глобальный музыкальный мир разваливается и становится более локальным, так что музыканты мирового уровня гастролируют по ограниченному кругу стран (главным образом – по городам собственной родины). Благодаря этой ситуации, русская публика в последнее время может чаще слышать исполнение Александра Гиндина в своих концертных залах. А музыкальные мастер-классы проекта «Стихия таланта. Первые шаги» продолжаются.

Проект «Стихия таланта. Первые шаги» реализован АНО «Союз» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры #Стихияталанта 

Материал подготовила Елена Чач